Все должно быть герметичным
Для того, чтобы двигатель стабильно работал на холостом ходу, в переходных режимах и хорошо настраивался, он должен быть герметичным - герметичность означает, что воздух не должен поступать в двигатель никаким путем, кроме впускного отверстия карбюратора. Удивительно, но даже совершенно новые двигатели могут иметь воздушные утечки, и до тех пор, пока вы не найдете и не устраните эти утечки, двигатель не будет стабильно работать и не может быть точно настроен. Хорошая новость, существует легкий способ проверки герметичности и устранения воздушных утечек. Вам потребуется следующее:
- Небольшая чашка с мыльной водой
- Небольшая кисточка
- Примерно 30 см топливной трубки
Шаг 1: Удостоверьтесь, что игла высоких оборотов открыта минимум на 2 оборота и газ полностью открыт.
Шаг 2: Установите один конец топливной трубки на топливный фитинг карбюратора. Вам потребуется дуть в другой конец трубки для создания давления в картере двигателя.
Шаг 3: Поместите один палец на впускное отверстие карбюратора и другой палец на выпускное окно двигателя для предотвращения выхода воздуха, затем дуйте в топливную трубку, в то же время намазывая кисточкой мыльную воду вокруг основания карбюратора, по обеим сторонам зажимного болта, вокруг топливного фитинга, вокруг игл высоких и низких оборотов, вокруг переднего подшипника и вокруг задней крышки картера.
Если вы видите любые пузырьки, у вас есть воздушная утечка. Но не беспокойтесь. Устранить воздушные утечки достаточно легко и, когда вы устраните эти утечки, ваш двигатель будет работать значительно лучше и более стабильно.
Устранение воздушных утечек в двигателе
Силиконовый прокладочный герметик (RTV) великолепно подходит для устранения любых утечек вокруг основания карбюратора. Просто снимите карбюратор и нанесите небольшую полоску герметика вокруг основания карбюратора, где происходит утечка. Установите карбюратор и позвольте герметику выступить наружу между картером и корпусом карбюратора.
Похоже, что наиболее часто воздушная утечка происходит вокруг зажимного болта карбюратора. Нанесение небольшого количества герметика поверх обеих сторон зажимного болта поможет устранить этот тип утечки.
Для утечек вокруг фитинга иглы высоких оборотов, обычно бывает достаточно еще раз затянуть этот узел. Утечка непосредственно из иглы высоких оборотов или из иглы низких оборотов обычно означает, что уплотнительные кольца в этих узлах повреждены и требуют замены.
Многие пользователи не подозревают, что утечка воздуха может происходить через передний подшипник. Именно поэтому почти все двигатели используют передний подшипник с резиновой защитой не только для того, чтобы предохранять от грязи, но и для защиты от утечки воздуха. Если ваш передний подшипник пропускает воздух, его пора заменить (Примечание переводчика: если воздух немного просачивается между внутренней обоймой подшипника и валом, не беспокойтесь, это обычное явление).
Этот простой тест на утечки может быть легко выполнен даже в том случае, когда двигатель установлен на автомодели. После того, как вы сделает этот тест на нескольких двигателях, вы будете удивлены двумя вещами: во-первых, насколько часто имеют место нежелательные воздушные утечки и, во-вторых, насколько лучше ваш двигатель работает, держит холостой ход и настраивается, когда он герметичен.
Для того чтобы двигатель работал хорошо, он должен быть герметичен!
Герметизация топливной системы
Топливная система также должна быть герметичной. Если топливный бак, крышка бака, топливные трубки или топливный фильтр имеют утечки, тогда могут иметь место различные проблемы с настройкой двигателя. Хотя вы можете проверить топливную систему используя тот же метод нанесения кисточкой мыльной воды на подозрительные места, гораздо лучше снять бак с автомодели и погрузить его в емкость в водой, в то же время дуя в трубку подачи обратного давления и заткнув топливную трубку. Если имеются пузырьки воздуха, у вас есть утечка.
Двигатель на полных оборотах обеспечивает избыточное давление около 0,4-0.5 атмосфер в линии обратного давления и в топливном баке. Сильно дуя в бак, вы можете в течение пары секунд обеспечить избыточное давление около 0,4-0,5 атмосфер. Если, сильно надувая бак, вы можете немного приоткрыть крышку бака и вызвать утечку, то настало время для замены пружины крышки бака или можно немного больше изогнуть пружину для увеличения давления пружины. Вся топливная система (топливный бак, топливный фильтр, топливные трубки, фитинги топливного бака и т.д.) должны быть герметичными для обеспечения стабильных и воспроизводимых характеристик двигателя. Лучше проверить на герметичность даже новую топливную систему, но также стоит проверять ее после каждых заездов. Это достаточно легкая страховка, плюс к этому мыльная вода является хорошим способом тщательно очистить топливный бак. Удостоверьтесь перед использованием, что топливный бак полностью сухой, промыв любые остатки воды с помощью топлива перед установкой в автомодель.
Отсекающий тест (Pinch Test)
Для многих любителей бывает довольно трудно правильно настроить иглу низких оборотов. Существует способ, который делает довольно простым, особенно для начинающих, настройку иглы низких оборотов в диапазоне 5% от максимальной производительности, и это может быть выполнено прямо на стенде. Способ называется отсекающим тестом и здесь описано, как это выполняется.
Шаг 1: Запустите двигатель и прогрейте его в течение примерно 30 секунд путем прогазовывания от холостых до средних оборотов, при этом держа колеса на весу.
Шаг 2: Дайте двигателю поработать на холостых оборотах 10 секунд. Если настройка иглы низких оборотов так далека от идеальной, что двигатель глохнет, просто поднимайте холостые обороты с помощью винта холостых оборотов до тех пор, пока двигатель не начнет надежно работать на повышенном холостом ходу.
Шаг 3: С двигателем, работающем на холостом ходу, зажмите и удерживайте топливную трубку непосредственно возле карбюратора, отсекая подачу топлива, и внимательно слушайте обороты двигателя.
Если игла низких оборотов настроена правильно, двигатель должен немного увеличить обороты и затем заглохнуть.
Если двигатель увеличивает обороты на несколько сотен оборотов в минуту, а затем глохнет, тогда смесь иглы низких оборотов слишком богатая и иглу низких оборотов нужно немного закрутить.
Если обороты двигателя не увеличиваются вовсе и двигатель просто глохнет, тогда смесь иглы низких оборотов слишком бедная и иглу низких оборотов нужно немного вывернуть.
После того, как вы проделаете это несколько раз, вы приобретете некоторый навык, и настройка иглы низких оборотов станет для вас более легкой.
Единственным способом получить при настройке иглы низких оборотов эти последние 5% производительности является тщательное тестирование на трассе. Оценка разгона двигателя с места или на выходе из тесных поворотов является единственным способом получить от двигателя эти несколько процентов мощности. Переменные, такие как настройка сцепления, передаточное отношение, сцепление с трассой, атмосферные условия и даже вес автомодели, все это будет влиять на эти последние 5% производительности. Поэтому оптимальная настройка может быть достигнута только путем тщательного тестирования на трассе.
Точная настройка старта
На трассах с высоким сцеплением немедленный отклик на газ и немедленное ускорение являются ключом к конкурентоспособности. Для достижения максимальных характеристик при настройке последних 5% производительности, многие спортсмены используют "стартовый тест" (punch test). Здесь описано, как это выполняется.
С правильно настроенной иглой высоких оборотов и иглой низких оборотов, настроенной с помощью отсекающего теста, сделайте несколько заездов в соревновательном темпе для нагрева двигателя до рабочей температуры. Теперь остановите автомодель в начале самого длинного прямого участка и дайте двигателю поработать на холостых оборотах 15 секунд. После 15 секунд, дайте полный газ, внимательно слушайте звук двигателя и отмечайте степень ускорения. Если вы тщательно выполнили отсекающий тест, и игла высоких оборотов настроена правильно, автомодель должна резко стартовать с линии с мощным, резким и постоянным звуком двигателя. Трюк состоит в том, чтобы настроить иглу низких оборотов для еще большего ускорения и более резкой реакции на газ. Выполняйте этот стартовый тест несколько раз до тех пор, пока хорошо не ознакомитесь со степенью ускорения (это помогает отслеживать степень прокручивания колес) и со звуком двигателя при ускорении до полных оборотов. Теперь обедните смесь иглой низких оборотов на 1 час (или 1/12 оборота по часовой стрелке) и выполните стартовый тест еще раз. Стала ли степень ускорения и резкий ровный звук лучше, чем в предыдущем тесте? Запомните, что оценка степени прокручивания колес (величина проскальзывания колес во время резкого ускорения) является хорошим способом сравнения. Если стало лучше или изменений нет, обедните смесь иглой низких оборотов еще на 1 час и попробуйте стартовый тест еще раз. В некоторой точке двигатель начнет запинаться при разгоне, индицируя, что вы слишком сильно обеднили смесь.
Когда вы путем последовательных стартовых тестов окончательно найдете эту точку, обогатите смесь иглой низких оборотов на 2 часа. Это будет пиковой настройкой вашего двигателя, обеспечивающей максимальное ускорение и отклик на газ, для конкретных условий этого дня. Запомните, что если вы сделаете любые изменения (например, в передаточном отношении, в настройке сцепления, в выхлопной системе, в топливе, в свече накаливания), или изменятся атмосферные условия (температура, давление), это вызовет изменение оптимальной настройки. Периодически повторяйте стартовый тест, особенно перед ответственными заездами, для обеспечения максимальной производительности двигателя в текущих условиях.
Обедненные провалы с полным баком топлива
Если вы много раз участвовали в соревнованиях, вы вероятно испытывали обедненный провал в работе двигателя с полным баком, который происходит сразу после пит-стопа. Сразу после заполнения бака, следующие 3 или 4 круга, двигатель проседает (обедненный провал), когда ускоряется из тесных правых поворотов. На большинстве трасс это происходит, когда автомодель ускоряется с выходом на прямой участок. Обедненный провал волшебным образом исчезает после нескольких кругов, но будьте уверены, после следующего пит-стопа, он вернется, снова увеличивая время кругов для нескольких следующих кругов.
Для устранения этой неприятной проблемы, важно понимать причины, которые ее вызывают.
При отпускании газа во время входа в поворот, давление в топливном баке становится больше, чем в снизившееся давление в выхлопной трубе. Когда топливный бак полон, часть топлива выплескивается в линию обратного давления. Центробежная сила, действующая в правом повороте, тянет топливо в линию обратного давления, вызывая снижения давления в топливном баке. Когда дается газ при ускорении, двигатель обедняется, из-за сниженного давления в топливном баке, и поэтому происходит обедненный провал в работе двигателя. Причина, почему это продолжается только в течение нескольких кругов заключается в том, что, во-первых, уровень топлива в баке понижается и снижается вероятность выплескивания в линию обратного давления и, во-вторых, по мере понижения уровня топлива в баке образуется большее пространство под давлением, которое поддерживает достаточное давление в баке на протяжении времени достаточном для избежания проблемы обедненного провала в работе двигателя. Если выхлопная система расположена на левой стороне автомодели, как в большинстве современных монстр траков, тогда этот эффект происходит при левых поворотах.
Устранение проблемы обедненного провала
Держите топливо в стороне от линии обратного давления! Это иногда легче сказать, чем сделать. Наибольший успех может быть достигнут путем изменения маршрута линии обратного давления таким образом, чтобы после выхода из ниппеля топливного бака, трубка обратного давления проходила на правую сторону топливного бака, затем делала петлю на правую сторону бака. Это помешает центробежной силе в правых поворотах заполнять топливом линию обратного давления. Можно также достичь хорошего результата путем добавления большого резервуара в разрыв линии обратного давления (он выглядит, как большой алюминиевый топливный фильтр и выпускается Mugen или OFNA). Многие производители, например Mugen и Serpent, знакомы с этой проблемой и изготавливают специальные приемники давления и крышки баков с большими открытыми пространствами непосредственно в крышке. Вы могли заметить, что автомодели многих топ-драйверов имеют несколько витков трубок, и удивлялись их назначению. Теперь вы знаете, зачем это нужно.
Ключом в устранении этой проблемы является экспериментирование в маршрутизации линии обратного давления и, если это необходимо, установка дополнительного резервуара в линию обратного давления.
Блокировка испарением (vapor lock)
Если ваш двигатель когда-нибудь глох после достаточно длительного запуска и затем вы обнаружили, что его практически невозможно запустить, вы возможно столкнулись с блокировкой испарением. Блокировка испарением наиболее часто имеет место в двигателях объемом .12 и .15, особенно, когда они установлены в корпусе седана или стадиум трака 1/10 масштаба. Блокировка испарением обычно происходит после глушения двигателя. Тепло от головки двигателя и камеры сгорания передается через картер, нагревая карбюратор до точки, в которой топливо, которое поступает карбюратор из топливной трубки, просто закипает. Это делает запуск двигателя невозможным, так как двигатель страдает от недостатка топлива. Единственным способом запустить двигатель является охлаждение карбюратора до температуры ниже точки кипения топлива. Если вы просто развлекаетесь, вы можете подождать 5 минут, пока карбюратор не остынет, и затем запустить двигатель. Если вы находитесь в середине важного заезда, тогда существует несколько способов, позволяющих охладить карбюратор, устраняя блокировку испарением:
1. Емкость со сжатым углекислым газом (или воздухом, используемым для работы с аэрографом) с подсоединенной насадкой, что позволяет направить холодный углекислый газ в карбюратор, даже когда одет корпус. Сжатый углекислый газ (CO2), распыляемый прямо в карбюратор, является великолепным способом устранить блокировку испарением (vapor lock) после того, как двигатель заглох во время длительного заезда.
2. Можно снять воздушный фильтр и просто полить карбюратор топливом из топливной бутыли, это обычно позволяет снизить температуру карбюратора до приемлемого уровня в пределах одной минуты. Постарайтесь, чтобы топливо не попало на тормоза, сцепление, радиооборудование или колеса.
Дополнительная информация о топливе
Автомодельные двигатели работают в совершенно других условиях, чем двигатели авиамоделей. Двигатели авиамоделей проводят большую часть своего рабочего времени на полных оборотах, они постоянно обдуваются охлаждающим воздушным потоком от винта, а немедленный отклик газа и ускорение не является столь же критичными, как для автомодельного двигателя.
Автомодельные двигатели проводят большую часть своего рабочего времени, ускоряясь от одного поворота до следующего, и редко работают на полных оборотах больше нескольких секунд. Они используют увеличенную охлаждающую головку, чтобы рассеивать тепло сгорания, и спортсмены фактически настраивают автомодельные двигатели, основываясь на приемистости.
Использование топлива с высоким содержанием масла (более 15%) в автомодельных двигателях не увеличит срок службы двигателя, как полагают некоторые. В действительности вторичные эффекты использования топлива с высоким содержанием масла могут вызвать повреждение двигателя путем поощрения запусков с обедненной смесью. Давайте рассмотрим это.
Использование топлива с высоким содержанием масла заставляет автомодельный двигатель быть невосприимчивым во время ускорения, как будто двигатель работает на богатой смеси. Обычно при использовании топлива с высоким содержанием масла, чтобы получить резкое ускорение и реакцию, двигатель должен быть отрегулирован со слишком бедной смесью. Кроме того, высокое содержание масла предотвращает обедненные провалы (перебои в работе двигателя), когда двигатель чрезмерно обеднен, таким образом позволяя двигателю работать при такой обедненной смеси без обычного контрольного предупреждения обедненного провала, позволяющего вам узнать, что двигатель перегревается.
В итоге, топливо с высоким содержанием масла не дает дополнительной защиты. Точка максимального срока службы в автомодельном применении составляет примерно от 6 до 8% масла в зависимости от типа масла. Любое большее количество масла не обеспечивает дополнительной защиты и имеет потенциальные вторичные эффекты, которые снижают производительность и могут поощрить вас переобеднить двигатель в попытке достичь резкого отклика на газ и быстрого ускорения. Сделайте себе одолжение, и следуйте этим двум правилам:
Правило 1 - Всегда используйте высококачественное свежее топливо, разработанное специально для автомодельного использования, которое содержит от 8% до 12% масла, желательно с некоторым количеством касторового масла.
Правило 2 - Не используйте топливо для авиамоделей или любой другой тип топлива, который содержит более чем 15% масла, в вашем автомодельном двигателе.
Статья размещена с разрешения автора - Владислава Ярополова, сайт http://www.rc-auto.ru.